Особым видом историко-музейных источников являются путеводители, которые представляют собой собрание информации для посетителей и путешественников, осматривающих памятные места истории и культуры.
Существует два главных подвида путеводителя
Один — описание путешествия, составленное в ретроспективном описательном стиле для информирования о местности, населении и прочей статистики, обогащённой экономическими фактами и художественными наблюдениями.
Второй подвид — сочинения, написанные для читателя, который путешествует ради собственного удовольствия или для паломников, дипломатов, учёных. Данный путеводитель включает в себя фактическую информацию, которая может понадобиться путешественнику. Надо признаться, что часто бывает трудно отличить один подвид от другого.
Наиболее ранние путеводители создавались для греческих купцов из Малой Азии, путешествующих по Средиземному морю в Персидскую империю. «Сухопутные» путеводители назывались «перипатов», а «морские» — «периплов». Общее название – «перигезис»1.
Прототипом современного путеводителя является сочинение уроженца Малой Азии Павсания «Описание Эллады». Это путеводитель для паломников, в котором Павсаний подробно описал отдельные храмовые здания, памятники истории и культуры, а также произведения искусства.
Путеводители римской эпохи назывались «экфрасис» и включали описание произведений искусства (музеографическое описание).
В средние века в Западной Европе появился жанр светского путеводителя: паломники, удовлетворив свои религиозные потребности, превращались в обычных наблюдателей. Гидами-экскурсоводами были священники церкви или священники, организовавшие паломничество. Назывались подобные путеводители «Хождением». Со временем в «Хождениях» всё чаще появлялись эстетические оценки (реклама) того, что паломники видели во время своих поездок и прогулок2.
Самым известным печатным путеводителем, из числа первых, является «Путешествие в Святую Землю» Бернарда фон Брейденбаха на латинском языке, изданный в 1486 году в Майнце. Известность свою получил благодаря переводу на ряд живых языков.
Начиная с 17 века издатели путеводителей стремились к более удобному их формату и привлекательному внешнему оформлению. Так в «Топографию Германии» (1642-1688гг.) автор включил таблицы расстояний между отдельными городами и дорожные карты.
В путеводителях очень нуждались студенты любого сословного происхождения, участвовавшие в образовательной программе того времени, в которую входило посещение Франции, Италии и других стран. Программа называлась «grand tour» — большая поездка с возвращением назад.
Путеводитель для «Гран тура» включал информацию о транспорте, гостиницах, безопасности, деньгах, языке, этикете, местных обычаях и, в обязательном порядке, о тех коллекциях и музеях, которые предлагалось посетить.
С появлением железных дорог, начиная с 1840-х годов, и океанских пароходов с 1880-х годов передвижение стало более быстрым, безопасным, а для некоторых и более комфортабельным. Это требовало иных путеводителей: с короткой информацией об объектах, с рубриками и точными сведениями.
Книга Джона Марри Младшего «Пособие для путешественников по континенту: путеводитель по Голландии, Бельгии, Пруссии и Северной Германии и вдоль Рейна из Голландии в Швейцарию» (Лондон, 1836) была основана на многолетнем опыте путешествий по этим странам и полностью отвечала новым требованиям со стороны массовых туристов и посетителей музеев.
Успеху новых путеводителей способствовала тщательная проверка приводимых сведений (виды транспорта, чаевые, рестораны, отели, детальная информация о музейных экспонатах).
Музейные путеводители в отдельном виде начали издаваться в середине 19 века3. В 1900-1914 годах в Париже выходит серия монографий об искусстве и архитектуре европейских городов различных авторов под общим заголовком «Города знаменитого искусства».
На русском языке издаются путеводители по художественным музеям Венгрии, Великобритании, Франции, США, Бельгии, Германии.
В США не существовало официальных изданий с описанием памятников искусства и старины, но была одна серия с похожей концепцией – «Серия американских путеводителей» (Вашингтон, 1937–1949), которая включала в себя путеводители по сорока восьми штатам и многим городам и округам. Некоторые из этих путеводителей дополнены и переизданы новыми изданиями различными издателями.
1Классический период греческой истории V – IV века до н. э.
2Наиболее раннее описание Рима под названием «Чудеса города Рима» относится к 12 веку
3Издатель серии музейных путеводителей Л. Виардо и Я. Буркхардт, «Произведения искусства бельгийских городов» (Дюссельдорф,1842)