Для создания архитектурного сооружения в прошлом достаточно было иметь:
Во-первых, мастерство и талант архитектора (лицо или коллектив), т.е. практическое умение воплотить идею в проект, а затем и в сооружение в соответствии с замыслом, образом, материалом и назначением сооружения;
Во-вторых, хороший архитектурный проект (не обязательно чертёж на бумаге), отвечающий идее и образу гармонии с единым назначением сооружения, природой или пейзажем, а также простому и ясному пропорционированию, основанному на простой, ясной форме и органической теории, охватывающий круг научных представлений своего времени;
В-третьих, хорошие рабочие руки (руки — это вынесенный мозг);
В-четвёртых, простую организацию производства — артель каменщиков или плотников, подчинённую через старшего архитектору;
В-пятых, качественные естественные материалы, камень или дерево.
Именно на основе этих пяти условий были созданы Парфенон, церковь Покрова на Нерли и все сооружения готической и народной архитектуры.
Для того чтобы создать Парфенон, Руанский собор, храм Ахтамар в Армении или сванскую башню (прим.ред. грузинское оборонное сооружение в форме четырёхгранной башни), было необходимо иметь проект, хороший камень, умелые рабочие руки и гениального архитектора (или коллективный гений народа, собранный в опыте народного мастера-строителя), умевшего воплотить в зодчестве мироощущение, миропонимание и идеи своего времени.
С чем приходится иметь дело современным архитекторам?
Вместо камня или дерева современный архитектор имеет сотни различных материалов разного веса, фактуры, расширения, гидроизоляционных, термоизоляционных, звукоизоляционных… Все они применяются при помощи разных методов в возведении не уникальных сооружений, а в массовом строительстве.
Что такое массовое строительство?
Это подчинение закону массового производства – взаимозаменяемость и непрерывность процесса возведения зданий.
Что получится, если к лёгким и растянутым материалам привязать старую теорию, вытекающую из элементарных задач и простых материалов, или вовсе отказаться от всякой теории в надежде, что все выйдет само?
Получится сумма неопределённых противоречий, замаскированных краской или штукатуркой. Вся прошлая архитектурная теория и практика сложились в соответствии с другими историческими задачами.
А какие задачи перед собой ставят городские Думы сегодня?
Изобразить подобное у себя. Например, в Латвии создать Норвегию. Или в России Германию и т.д.
Не получится!
В Латвии живут другие люди и в других исторических, экономических и технологических условиях. Именно поэтому, очень часто, можно увидеть на разбитых городских дорогах модные аксессуары в виде велосипедных столбиков, звуковых ям и прочего воплощения местечкового карго-культа.
автор: Анна ЩЕПИНА (МА университета Валенсии)