Определяя архитектуру как искусственно созданную человеком среду, в меру возникающих потребностей, хочется призвать градостроителей сократить попытки «закрасить» отжившее в современные цвета.
Архитектура — это не стиль модерн или барокко. Это не дом, и даже не город. Всё это лишь маленькие части, в которых она воплощается.
Архитектура — это система, в которой протекает жизнедеятельность человека, а история архитектуры — это прежде всего история науки, но не история искусства.
Что же такое архитектура?
К предмету архитектура когда-то относились: механика, гидравлика, фортификация, строительство боевых машин. Но в связи с дальнейшим расширением объёма знаний произошёл процесс разделения наук, которые начали существовать и развиваться самостоятельно. Вместе с обособлением точных наук начали выделяться искусства. Живопись сошла со стены на мольберт, превратившись из монументальной в станковую. Скульптор начал работать отдельно от архитектора, а архитектор — от учёного.
Механика, гидравлика, фортификация, строительство боевых машин быстро обрели самостоятельность и начали бурно развиваться. В 17 веке выделилась фортификация – французский инженер Вобан создал свои крепости-звёзды.
Кораблестроение дольше других держалось во владении архитектуры. Ещё в архитектурных трактатах и пяти ордерах 18 века последняя часть трактата почти всегда была посвящена кораблестроению. В английском языке кораблестроение до сих пор сохранило название naval architecture — морская архитектура. В 19 веке из архитектуры выделилось строительство мостов и, наконец, — конструкция (Эйфель), которая становится предметом не архитектуры, а инженерии.
Что же остается за архитектурой?
К началу 20 века архитектура занимала, как бы, последнее место в ряду отпавших от неё живописи и скульптуры: живопись, ваяние и зодчество.
В середине 20 века строительство жилищ в США переходит к методам автомобильного производства и начинает уходить из архитектуры. Создаётся наука о рациональном плане жилища, вступающая в противоречие с тем, что принято называть архитектурой (в смысле классической формы), и отрывается о неё.
У архитектуры остаются монументальные сооружения, к которым предъявляются сюжетные требования. Архитектура — по своей природе являющаяся искусством созидательным, а не изобразительным — оказавшись в числе изобразительных искусств, берётся за решение чуждых ей изобразительных задач и отступает, уступает место скульптуре.
В итоге, бывшая когда-то носительницей всего объёма знаний человечества – архитектура, объединяющая искусство и технику, превратилась в постамент…