Чем и как в различное время определяется стиль в архитектуре
Во-первых, стиль в каждую эпоху подчиняется основной социальной идее.
Во-вторых, стиль определяется взаимосвязью и взаимозависимостью таких факторов как:
- назначение;
- материал;
- средства строительного производства;
- художественное содержание;
- форма.
Надо понимать, что существует украшательская архитектура, где форма существует как абстрактная художественная категория.
В-третьих, стиль — это баланс техники и искусства.
Часто случается, что эпохи выпячивают и абсолютизируют то технику, то искусство. Почему это случается?
Архитекторы – адепты украшательства мало разбирались в технике, а адепты техники не разбирались в искусстве. Связующим звеном этих двух начал является тектоника1. То есть, это художественно осмысленная пластически разработанная конструкция.
В-четвёртых, стиль — это забота о человеке, или «принцип внимания к вещам», т. к. по своей природе архитектура является искусством созидательным, а не изобразительным. Поэтому подлинной архитектурой — единством перечисленного — была архитектура античной Греции в Византийской Империи, а также готика и все народные архитектуры (древняя русская архитектура, архитектура Армении, Мексики и т.д.)
Романская архитектура, Ренессанс, Барокко и все прочие до наступления Конструктивизма украшали архитектуру суммой проекций воображаемого, замаскированных штукатуркой.
Более того, все эти «стили» являются переводами подлинной архитектуры на другие, скажем так, языки: сначала на латынь (Романская архитектура), затем на итальянский (Возрождение) – не получилось, потому перевели ещё раз и получили Барокко, где переставили все знаки с плюса на минус и обратно. Четвёртый раз решили перевести на французский – явился Рококо.
После этих переводов и перестановок архитектура потеряла всякий смысл и перестала быть архитектурой, хотя все продолжали к ней взывать. Звали и дозвались!
В очередной раз в 18 веке архитектура Древней Греции была переведена уже на немецкий язык Винкельманом (немецким искусствоведом, основоположником современных представлений об античном искусстве и археологии).
Ему не нравилось Барокко и Рококо, он обожал античное искусство. Насмотревшись в Ватиканском музее римских копий с митраических2 греческих фигур, препарированных папскими кастратами3, которые всем разбитым фигурам4 доделали на свой лад руки-ноги-головы-носы, а куда-то повесили жестяные фиговые листики.
Так вот, на основании именно этих образцов-мутантов Винкельман написал книгу об искусстве античной Эллады5. Но ещё раньше, у Палладио6, камень заменился штукатуркой – разорвалась связь архитектурного ордера с пластикой материалов – тектоникой.
Здесь, в 16 веке, архитектура перешла в разряд изобразительного искусства окончательно. За Классицизмом Ампир. Что о нём можно сказать? Наполеон заставил парижанок мерзнуть – зимой они одевались в римские пеплумы7.
Эклектика / Историзм (возник в 19 веке и длился до 1914 года) – эффектная декорация интеллектуального упадка – никогда и ни при каких обстоятельствах не была положительным явлением. Нос оттуда, а уши отсюда. Хуже только стиль «Ар нуво», или по-нашему «югендстиль», изощрённый символизм форм, паноптикума ордера.
Можете вы назвать хоть одного великого архитектора Ар нуво? Гауди?.. Гауди – скульптор, он создает скульптуры из зданий ничего не меняя в конструкциях. Гауди не зодчий, но для экспериментальной архитектуры очень ценен его вклад.
Чем руководствоваться, глядя на сооружение?
Как понять, что перед нами: инженерная конструкция, архитектура, скульптура, муляж? Какие признаки заставляют дать то или иное определение?
Архитектура не изображает предметы или саму себя, а создает их. С момента, как сооружение начинает изображать не тот материал, из которого оно сделано, не ту конструкцию, благодаря которой оно существует в пространстве, с этого момента сооружение перестает быть архитектурой и превращается в сооружение «в стиле» архитектуры или скульптуру в виде сооружения. Почему?
Произведение скульптуры – это форма, которая подчиняется законам изображаемого предмета, а не законам материала. Архитектурная форма подчиняется законам материала, а не изображаемого предмета. Изображать можно что угодно из любого материала и любыми методами. Строить можно лишь то, что оправдывает себя на практике, ведь мы живем внутри здания и смотрим из окна на окружающий мир.
После стиля Модерн возник Модернизм, как естественное желание избавиться от этого паноптикума и вернуть конструкцию. Перестарались.
Ле Корбюзье – великий зодчий с его свободными пространствами и свободой передвижения по этим пространствам, но он выкинул представление о том, что архитектура является всё-таки искусством. С функцией у Корбюзье тоже не всегда благополучно. Когда мадам, проживающую в доме Озанфана8, спросили, как ей живется, мадам ответила: «Хорошо, месьё, но только зимой холодно, а летом жарко».
Конструктивизм был архаичен – материал и конструкция довлели над формой. И в плане легкости сочинение это было не искусством. В результате Возрождения 2.0 не случилось и в тот раз.
Постмодернизм, Хай-тек, Деконструктивизм, Дигитальные сооружения – это всё, в чём мы ещё не живем, но много на эту тему говорим. Самое трудное – создать архитектуру жилища, отвечающую внутреннему содержанию.
«Не бывает плохого искусства», — скажете вы, — или: «Искусство – это зеркало эпохи». Но бывает так, что новое отражение до зеркала не дошло, и в нём продолжает отражаться давно закончившаяся эпоха, а те, кто видит в зеркале искусства отражение не своей эпохи – далеки от своего времени.
1Тектоника (от др.-греч. — строение, построение) — точная наука (или интуитивное искусство) построения конструктивного целого из отдельных структурных деталей, не обязательно несущих силовую нагрузку.
2Ми́тра (др.-инд. Mitrá, др.-перс. Miça, авест. Miθra — «дружба», букв. «то, что связывает», арм. Միհր, лат. Mithras) — божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, справедливостью, договором, согласием и солнечным светом.
3Хористы сикстинской капеллы.
4Папа Сикст IV был уверен, что красота может вызывать похоть, поэтому скульптурам разбили лица. Папа Пий IX провел скульптурам кастрацию.
5Geschichte der Kunst des Alterthums, 1764 год – глубочайшее искажении истории.
6Итальянский архитектор позднего Возрождения венецианской школы. Основоположник палладианства — оригинального течения в архитектуре европейского классицизма, основанного на переосмыслении античных традиций.
7Модная одежда в Древнем Риме из легкой ткани без рукавов
8Хозяин дома – французский художник-модернист; ещё в 1918 году Амеде Озанфан и Шарль-Эдуар Ле Корбюзье выступили с манифестом, в котором говорилось о необходимости создания абсолютно функционального искусства, получившего название «пуризм».