POPOLZNOWENJE — Интервью с Игорем Детковским специально для журнала “ТИФ”

POPOLZNOWENJE.

Вашему вниманию предлагается совершенно архивный материал, когда-то опубликованный в 14-м номере журнала ТИФ.   Прошло уже почти десять лет с тех пор и прежнее обилие рижского музыкального авангарда как-то совершенно растворилось за восстановленной границей.

Однажды мне вдруг стало ТАК жаль того времени, когда из Архангельска три раза в неделю летал в Ригу самолет и билет стоил всего 27 рублей. Я порылся на полке, нашел этот номер ТИФа, прочёл интервью и так вдохновился, что в несколько присестов перепечатал его на компьютере.

Опять-таки в отечественной прессе (за исключением рижского самиздатовского журнала «Третья Модернизация») никогда про «Поползновенье» ничего не писали. А ведь такой проект существовал и доказательством тому служат катушки с плёнкой, стоящие у меня в шкафу. Клевая была группа…

Разговор временами был совершенно дебильным, человек со стороны, появись он случайно в комнате, вообще ничего бы не понял. Впрочем, подрубающемуся тоже тяжело обнаружить хотя бы подобие логики в рассуждениях этих трех кадров. Кассету с записью разговора привез из Города Риги «наш человек» Дюков, но расшифровать её у него не хватило духу, поэтому возможны отдельные нюансы в неточностях и фразах…

Группа Поползновение

Итак в беседе участвовали:

П. ДЮКОВ — (Архангельск) — Д

А.А. ШтирлиТЦ (Калининград) — Ш

И. Детковский (Рига) — без буквы, ибо он обнаружил поразительную болтливость и, главное, информированность в обсуждаемом вопросе касательно творчества «Поползновенья». Поэтому более справедливо считать этот материал не беседой, а ИНТЕРВЬЮ, данным Игорем Детковским специально для журнала «ТИФ».

Дата: 8 сентября 1990 года.

Ш: … интервьюирующий — некто Дюков из журнала «ТИФ», послушал одну запись группы «Поползновенье» под названием «Нот фор дэнсинг» (извините за х….вый английский) и просто ох…ел (извините за х…вый русский)…

Д: …ща, ща, ну так как же всё начиналось? И что это такое?

А я отвечу именно то, что сам знаю, так как когда группа начиналась может ответить только сам Маэстро В., видимо он и был инициатор. Его бывшие старинные друзья-коллеги, которые сейчас занимаются пластинками и стали мафиози видео, так они припоминают, что в 70-е годы В. Был один из самых великих коллекционеров пластинок в Риге. Самые последние «Джетро Талл», самые последние «Йес» — это всегда было у В. Тогда он работал в одной газовой конторе, там же, кстати. Где и Судник. Есть у нас такой, известный на всю страну, концлагерный город Саласпилс, в 80-е годы существовала там так называемая «Студия творческой молодежи». Вот из этой студии как-то это «Поползновенье» и выползло. В этой студии так же работал Белинов — известный в Риге гитарист, прославившийся по стране запиловками в группе «Радар». Самый первый концерт у «Поползновенья» и был в Саласпилсе, пришли в рок-клуб они именно как саласпилская группа. У истоков стоял также некий человек по имени Колесо, как его по другому зовут — я не знаю, он сейчас во Франции, продает там картины, художник… Он, кстати, известен и в ленинградских кругах, как оказалось, он там с «Аукцыоном» варился когда-то по художническим делам…

Обрыв записи — их там дальше много будет, таких обрывов, диктофон что-ли выпадал из дюковской руки? Поэтому не удивляйтесь частым многоточиям означающим пропадания нити беседы.

… принято играть вообще на всём, на чем угодно, желательно на том, на чём не умеешь играть. В частности вот и Белинов, когда приезжал последний раз, играл на всем, кроме гитары.

Я попал туда благодаря тому, что я, вобщем-то, администратор «Спецбригады» (так до сих пор и остался), ну и как человек, располагающий каким-то хорошим магнитофоном и вроде каким-то уважением в каких-то там узких кругах Риги как компетентное лицо. Тот же Судник у меня иногда магнитофон берет, когда надо какие-нибудь копии быстро штамповать. Ну и потом вот «мне было позвонено», эту фразу можно взять в кавычки — «Вам будет позвонено» — частый термин, применяющийся в конспиративных разговорах. Итак — мне было позвонено: «А не хотите ли Вы как-то поближе познакомиться, посмотреть как делаются записи?» Короче, я был определен как бы на роль человека, отвечающего за звук, ну и при случае могущего ещё куда-нибудь стукнуть или по чему-нибудь звякнуть…

… в данную секунду группа расползлась по всей стране изучать дзен-буддизм и прочие науки на полном серьёзе, Улан-Удэ, съезд буддистов и всё такое. Кстати, В. Поменял фамилию, заплатив 50 руб, новый паспорт… взял себе фамилию буддийского монаха, который собирал толпы народа… Ну, а оставшиеся люди повыпускали альбомы из макетных всяких записей и в этом году вышло аж целых три альбома: «Что это прилипло к дедушке?», «Карат» и «Брежнев». Намечается ещё «Рэритиз» и «Грэйтест хитс». Это всё записи от 80-го до 89-го года. В этом году было две сессии записи, одна из них в кошмарном бункере таком, с ОФИГЕННОЙ акустикой, на рижском мучном заводе, там внизу ещё слой воды — очень здорово, такой ревер естественный! Но, пока эти записи находятся в т.н. «отстойнике», непонятно, хорошо это или плохо. Все эти записи инкубационный период проходят очень долгий. Как к этому относиться?

… метод работы у них очень спонтанный, настолько спонтанный, что многих это шугает. Самый оптимальный вариант — это когда собирается половина просто очень интересных людей, тот же Аверик, например, он на мозги совершенно своеобразный чувак, когда не лечится, да и играть что-то умеет. Некоторые просто умеют играть и тогда стараются раскрепоститься мозгами. Бывали периоды, когда вокруг В. Собирались одни слишком интересные люди, но никто ничего играть не умел, но эти записи уж очень специфичны…

Всё. Теперь надо или что-нибудь спросить, или что-нибудь послушать, или ВЫПИТЬ…

Д: … ну вот мы послушали немножко из альбома «Что это прилипло к Дедушке?» Как всё это происходит?

Сначала идёт поиск, что называется «общего состояния», т.е. чтобы все попали в него… а уж кто как попадает… это как получается.

Ш: Может кому по голове надо дать?

Может быть… может быть кому и это ж… не помогает, бывает такое. Люди всякие бывают: кто пьёт со страшной силой, кто травку курит, кто ещё чего… но я бы не сказал бы что ТАМ курят жутко все, нет, это именно РЕКФОРМАЦИЯ — поиск какого-то состояния, потому что репетиций просто быть не может, каждый ведь чем-то ещё занимается: на работу ходит, ещё там чего, кто-то вообще не здесь живет. Получается, что надо минуя репетиционный период как-то всем впасть в какое-то состояние, когда все друг друга понимают. Вот, послушав первые «песни» с «Дедушки» вобщем-то видно, что нельзя сказать, что состояние НЕ схвачено. Оно очень даже схвачено. «Барабанная опера» она, кстати, и в «Грейтест хитс» входит. Это действительно шедевр. Особенно, когда слушать громко, помощнее, так там аж до спинного мозга пробирает. Ловишь наслаждение просто от самих звуков, когда надоедает такая социальность… мы не против Летова, младшего имеется ввиду, но, иногда бывает, что это все уже достает, хочется, как это бывает на Востоке, получить наслаждение от какой-нибудь красивой загогулинки. Вот это примерно тоже самое делается здесь: собрались — поймали состояние — попробовали что-то сделать. На следующие дни начинают слушать, а что же, собственно, вышло. Если уже не попадаешь в эйфорию, то значит не вышло. Вобщем, это такой метод постоянных проб и ошибок. То, что получилось во время таких сессий записи потом неоднократно слушается, отбирается, то что попадает на альбомы — это жалкий процент. Окончательная доля решения принадлежит, конечно, В. Он прислушивается ещё, разве что, к мнению очень немногих людей, СС, видимо в первую очередь, которые говорят: «А мне — катит!» Или: «А мне — не катит!» Ну ладно, раз вам катит, то давайте включим. Потом ещё долгие обсуждения по поводу, как всё это расставить, чтобы всё шло так, когда ты чувствуешь, что эта вещь имеет смысл только на этом месте…

Группа Поползновение

Я сам долгое время не знал — что это такое? Поползновенье — и всё. В местном журнале «От винта» один человек всё-таки сформулировал — «концептуальный авангард». В принципе, концепция, наверно, есть, хоть она, может быть, не формулируется. В. вообще любит прикалываться, ну ловить от всего такой прикол, не любит думать, так как мы думаем. Он такой, он не афиширует, но он сильно на таком Востоке торчит, где вот надо ничего не делать и ничего не думать… вот эти все дела. Он поэтому и поехал поближе поизучать дзэн-буддизм, так что посмотрим, что будет осенью, когда он вернется.

Давайте, может ещё послушаем… Сейчас должна быть ещё одна вообще сумасшедшая «песня» — «Ритуальный танец».

Д: Концерты, какие они были?

Самое интересное я, пожалуй, помню. Первый саласпилский я знаю только по фонограмме, он был в тусовке «Творческой молодежи», где и взялся этот «Гимн», полное название — «Гимн творческой молодежи». Второй концерт был со «Звуками Му». Был там Фагот, потом пыхтел за кулисами… Они там ещё «Звукам» помогли — разрубили на сцене подушку топором, причем подушка, по нынешним временам очень дорогая… Колесо разрубил её топором и всё это в пуху… летает… потом в этом пуху выступал Мамонов и очень классно в нём катался… ваще было красиво… По сценографии концертов всё было очень здорово… телевизоры на сцене что-то там показывают, ножи точат, топоры, кто-то что-то играет, тусовки… хэппенинг, одним словом. Тот, который третий — я не помню… Я вообще не тот человек, который мог бы всё сейчас по концертам рассказать. И последний концерт, который был, это предновогодний на «Автоэлектроприборе», запись «Ритуального танца» с которого мы сейчас слушали, мы его включили в «Дедушку». И за время существования «Поползновенья» было всего-то пять или шесть концертов. Хотя и были выступления на дому, для себя, для сочувствующих друзей.

Д: А по поводу «домов» — давай сейчас запись «ШтирлиТЦа» послушаем?

Калининград нам близок… и не только географически, но и по каким-то другим причинам… Да-а, это уже работа с компьютером, это как раз та область, к которой «Поползновенье» подбиралось, но по техническим причинам не могло подобраться. Это очень классно… (слушали «Реквием по Пастору Шлагу»).

Ш: Понимаешь, мы тогда зарядились как-то: вот — умер пастор Шлаг, вот умер — и всё…

Классно… это даже лучше, чем синглы…

Ш: Мне и самому больше в кайф играть с кем-то в контакте, потому что то, что я сижу в одиночку — это нельзя считать полноценным, это Рацкевич получается…

Одиночка вынужден прибегать к попсу. Потому что кроме как в попсовой форме мне законсервировать вот эти какие-то мысли, вот этот какой-то комплекс — МНЕ НЕ УДАЕТСЯ. Начинаешь это делать в авангардной форме — всё время пытаешься свериться сам по себе: так, не так? В попсе проще всего это сделать! (Пример: «Коммерческий альбом» The Residents). Ты зафиксировал, застолбил это в попсе — потом делай как хочешь, т.е. это как костяк, это как тело, это достаточно ярко должно быть сделано… Ну что? «Поползновенье» будем слушать или эту х…ню? (т.е. ШтирлиТЦа) …как мы с Демидом «отвязались», после пива…

… как-то с обоими общий язык нашел. В. — замороченный своей жизнью многолетней по ночам — днем он спит. Если и договорится с кем встретиться до 12, то можно считать, что всё равно проспит.

Ш: То есть, он не в структуре совсем?

Он живет как бы не в нашей стране, он живет где-то в своём мире…

Ш: А что он жрёт? И на какие?

Вот на какие? Этого я не знаю, но деньги периодически есть. У него есть вот такая вот жена Оксана! (показывает большой палец). Дети ещё от первого брака + от этого брака, т.е. он находит таких жен, о которых надо только мечтать. Они сподвижницы, соратницы, декабристки, они ещё и участвуют в оценке записей… Вот в «Карате», кстати, она ещё и поёт… дети бегают… В «Детском питании» один из сыновей — Фердинанд, как бы главный герой альбома. Пацану три года, детсадовский фольклор, Гарбаренко, остальные — и всё это очень колоссально!

Д: А насколько это всё с Гарбаренко связано?

Это зависит от самого Олега Гарбаренко. У него трудновато со здоровьем, поэтому трудно ему состыковаться с остальными. У него на самом деле опухоль в мозгу — бывает, что он совсем «уезжает». Я тоже иногда помогал ему (звучит с понтом, как у Рожка, но ведь помогал), перед выступлением и на сцене тоже. Был техническим помощником. Сейшен был авангардный: из Смоленска выступал Макаров — виолончелист такой, я его потом увидел альбоме Пономаревой, потом — ЗГА и Гарбаренко. Олег должен был выступить с произведением собственным по Брехту. Трое суток мы её готовили, эту программу, писали саундтреки всякие. Я боялся, что придется с «Олимпом» в аэропорт тащиться — писать шумы самолетов, но как-то обошлось…

У Гарбаренко вообще куча записей, море всяких там «Арт Зойдов», но всё на девятой скорости, плюс ещё масса совершенно сумасшедшей музыки, которую никто больше толком и не знает…

…на выступлении колотил я грушей, которой унитазы пробивают, по контрабасу (все — хором: ВАН-ТУЗ!). А Олега на концерте просто заклинило, это у него было второй раз такое, первый раз было где-то пару лет назад… т.е. у него паралич наступает на сцене и всё… опасно с ним выступать, всегда опасно… но всегда рок-клуб соглашается, Олег ведь типа как реликвия… тем более Яхимович когда-то выступал с «Атональным Синдромом».

Олега клинит постоянно, поэтому полгода примерно в году он проводит в «больнице». Вот такая вот картина с Олегом, правдивая совершенно. Но сам Олег не отчаивается и никто не отчаивается — пришел, ну давай, поиграем… Инициатива была не знаю чья, но ведь таких «раскрепощенных» людей мало — надо брать таких, какие есть… кто-то позвал его сотрудничать с «Поползновеньем»… «Детское питание» записано с ним…

Я могу только ещё раз пожалеть, что не могу рассказать всю полноту картины — это может только сам В., хотя он гораздо более сложный человек, или СС — по рассказам того же В. И других ветеранов, которые с ними играли. СС просто больше варится. Я-то варюсь где-то с прошлой осени примерно, т.е. ещё мало знаю того, что было раньше… Есть ещё отдельно какая-то запись с Гарбаренко, есть ещё с азербайджанцами запись, есть запись с финнами… и они все лежат — непонятно, что со всем этим делать, потому что отдельно само по себе это ничего не значит, а куда их приклеить в какой альбом — непонятно… Пуская пока лежат.

Д: Какой на данный момент существует список альбомов группы?

Официально он не включает в себя «Not For Dancing», хотя в жизни-то он существует. Но я буду говорить так, как говорит сам В.:

1. Что это прилипло к Дедушке?
2. Карат
3. Брежнев

Хотя хронологически всё это не так. «Брежнев» — это из записей, которые делались лет этак 10 назад. Вообще — это очень тяжелый альбом, т.е. я его слушать могу с трудом… кошмарный… он действительно тяжелый и, может быть, ближе к ЗГЕ по некоторым воздействиям. А записи там действительно древние, утверждается, что «Марш» (Мы идем к коммунизму) записан в 1978 году… по крайней мере оригинал, что у меня дома, такой — что вся лента уже насквозь светится и ещё на девятой скорости — видно сразу, что старинный. А «Not For Dancing» — от него вроде как отказываются. Он, наверно, и будет распространяться везде, но само «Поползновенье» от него гордо отказывается…

Ш: Давай, я прихвачу так: «Not For Dancing» рекламировался во втором номере «Третьей Модернизации», как ТРЕТИЙ альбом группы «Поползновенье». Что тогда предыдущие два?

Это может ответить только сам В. Лично моё подозрение, что это такие же заморочки, о которых мы рассказывали перед этим: о несуществующих журналах, группах и пр. Сам В. может быть уверен в существовании этих альбомов — видимо, они существуют в его голове. Тоже самое: полтора года назад «Карат» представлял из себя совершенно другой альбом, из «старого» в «новом» сохранилась только одна заглавная вещь — «Карат», а остальные распихались по другим. «Детское питание» тоже было совершенно не таким, каким оно представлено теперь, раньше оно назвалось «Фердинандом» и состояло из других вещей. В. Очень долго так оптимизирует, всё время пытается как-то улучшить, изменить порядок… вот так вот и получается… когда я увидел какая гора лент… послушал… а идеи там рождаются в бурном количестве, не все они реализуются… была такая идея: а давайте сделаем альбом из записей, которые у нас есть — вот вы говорите, г-н Детковский, что некоторые смахивают на The Residents — тогда такой альбом: «Наш ответ Резиденту». Ну давайте… потом это умерло… Одна идея была вообще составить дискографию какой-нибудь группы и выписать оттуда одни промежутки между песнями… сделать такой шуршащий альбом…

Ш: А идеи похожие и у меня бывают… хоронить людей в пластмассовых гробах… переименовать Калининград во Франкфурт-на-Преголе… назвать вообще все города Франкфуртами, а Москву — Гросс-Франкфуртом… это нормально?

Это совершенно нормально — потому тебя и приняли за своего…

…The Residents, а также остальные группы…

… можно найти элементы кого угодно. Очень часто можно вспомнить всё это, слушая… но те люди, которые участвуют в группе, они доходят до этого как бы сами — в чем, наверно, большая заслуга В. Я лично вполне подозреваю, что сам он это знает. До тех пор, пока я не узнал о том, какие у него были коллекции пластинок, я ещё сомневался, а потом, когда я послушал некоторые его ленты, на которых он позаписывал свои рабочие записи… Что он там стирал? Он стирал, например, Лу Рида 1973 года, потом Роберта Фриппа «God Save The Queen», ещё что-то та такое. Короче, он проработал массу информации, МАССУ. И как бы отложил её про себя. И потом — то, что он выдает на гора — это он делает так, чтобы люди, которые с ним работают, как бы вместе-сообща придумали… Вот такой вот метод: чтобы они думали, что это они придумали сами. Это у него очень интересно получается, по другому я не могу более связно объяснить. Лично я подозреваю, что он ЗНАЕТ, но делает так, что как будто бы НЕ ЗНАЕТ…

… и внутри группы обращение только на ВЫ и только ГОСПОДА, и там у всех другие имена, очень такие церемонные обращения…

Ш: И я приеду и буду на ВЫ говорить?!

Ты сразу поймешь там, потому что к тебе всё время будут говорить на ВЫ и, естественно, ты тоже начнешь говорить на ВЫ. Мат там не запрещается… главное — просто другая структура общения: ТАМ ВСЕ — ВЫ и ВСЕ — ГОСПОДА

… микширование — это настолько коллективный труд… поэтому, видимо, многие могут гордо сказать: «Я тоже сотрудничал с «Поползновеньем!» Первоначальный вариант микширования — это тот, который получается случайно, вообще нечаянно. Когда записывался оригинал вот этой записи — на кассете была запись Dire Straits. И то, что мелькнул сейчас кусочек DS, очень клёво, так он здесь случайно вклинился: писали-писали, устали, выключили, потом снова стали писать — вот кусочек и попал. Послушали — прикололо… решили оставить… и так же в других случаях…

(На этом месте запись окончательно обрывается)

(с) 1990 ПАМПА
(р) 1990 ТИФ #14

Альбомы «Поползновенья», известные «Результатам»

NOT FOR DANCING (1988)
1. Children Save The Popolznowenje
2. Rock`Chin`Roll (Fast)
3. Waltz (By Your Prayers)
4. Rolling Stones Raga
5. Beatles Raga
6. Sirkka I
7. Trojka
8. Akhmatova Basanova
9. Rock`Chin`Roll (Slow)
10. Sirkka III
11. Worker`s Song
12. Hymn

ЧТО ЭТО ПРИЛИПЛО К ДЕДУШКЕ? (1990)
1. Увертюра
2. Когда оно стучит
3. В трубе
4. Drum Opera
5. Sirkka IV
6. Ритуальный танец
7. Доисторический танец
8. Slide Dance
9. Kasanova Bac Bac
10. Ruby Tuesday
11. Burre
12. Жалоба
13. Трагедия
14. Ушла…

БРЕЖНЕВ (запись 1985, кроме * 1978)
1. Эпитафия-Увертюра
2. Хрустальная
3. Crocodile
4. Идем дорогой ясною
5. Рождение Птички-Лоша
6. Бездуховная / Козмик буги
7. Марш *
8. Колыбельная для шизофреника

CARAT (SONGS OF BRIGHT FUTURE) (1990)
1. Прочистка слуха
2. Drum Blues
3. China Slide
4. Ортопедический танец
5. Бормашина
6. Тибет
7. Литаврия
8. Carat
9. Wariacija
10. Monsieur
11. Пафос в чистом виде
12. Батон

Похожие публикации

А поутру они проснулись...
Литературные страницы

А поутру они проснулись…

Четыре картинки без особой морали Русский рокер — человек особенный. Чем-то он напоминает машиниста тепловоза, только внутреннее сгорание у него ...
Мемориальная доска Виктору Цою в Риге
Культурные страницы

Мемориальная доска Виктору Цою в Риге

15 октября 2021 года, в Риге на здании Балтийской Международной академии обществом «Pareiza lieta» была открыта мемориальная доска музыканту, автору ...
Незабытая мелодия «Саксофона»: история Рижского рок-клуба не должна кануть в Лету
Культурные страницы

Незабытая мелодия «Саксофона»: история Рижского рок-клуба не должна кануть в Лету

Когда говорят о возникновении и становлении такого понятия, как «русский рок», Рига в нем в 1980-х годах занимает не менее ...
Андрей Яхимович: мы переоценили себя в восьмидесятые…
Культурные страницы

Андрей Яхимович: мы переоценили себя в восьмидесятые…

Латвийский рок-музыкант Андрей Яхимович / Фото: Евгений Лешковский В 1980-е СССР накрыла мощная рок-волна. Группы «Кино», «Алиса», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», ...
группа "Цемент" 1987г.
Культурные страницы

Краткий курс истории РКСM (Рижского клуба современной музыки)

Рок в Риге существует с незапамятных времен и имеет более четвертьвековую историю. По неподтвержденным данным (А. Троицкий), первый бэнд — ...
Андрей Дворников - группа "Карт-Бланш"
Культурные страницы

Откровения отца Андрея — Начиналось всё так…

«Вафли это всё.»           A. Дворников Андрей Дворников — группа «Карт-Бланш» Полная свобода жизни всегда происходила крайне ...

Обнаружен AdBlocker!

Похоже, у вас включен блокировщик. Реклама помогает нам поддерживать работу сайта.

Прокрутить вверх